Мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»
Мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»
Дата: 30 января 2018 год
Место проведения: КГУ «СШГ № 12» г. Талдыкорган
Участники: учителя начальных классов города Талдыкоргана
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературного чтения.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация к психологическому настрою.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Психологический настрой
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
4. Рефлексия.
I. Психологический настрой
- Прежде чем начать нашу работу, я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать жизнеутверждающую песенку.
Просмотр видеоролика
II. Постановка педагогической проблемы (прием «Модерация)
- Уважаемые коллеги, не ошибусь, если предположу, что каждый из нас встречается с определенными трудностями в своей работе. Конкретно – на уроках литературного чтения. Предлагаю вам указать эти проблемы нумерованным списком на своих листочках.
Время выполнения – 3 мин.
- А сейчас предлагаю вам озвучить по очереди по одному пункту, на ваш взгляд самому важному. (тренер записывает на доске)
- Если обозначилась проблема, напрашивается вопрос: Как ее решить ? (ответы учителей)
Тренер акцентирует внимание на использовании приемов, стратегий на уроках литературного чтения и формулирует тему мастер- класса «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»
- Сегодня на занятии я поделюсь с вами пятью приемами, которыми пользуюсь сама на уроках.
III. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.
Схема – жучок по Хамблину. (15 мин)
Данный прием удобен тем, что позволяет сформировать несколько навыков сразу. Это: Умение формулировать основную идею произведения. Составлять вопросы по тексту. Строить ответы.
Инструкция
1. Прочитай текст ( «Подвиг пастуха Ширака» Казахская легенда)
2. Определить основную мысль произведения.
3. Составить вопросы по содержанию текста, которые будут соответствовать основной мысли, которую ты сформулировал.
4. Обменяться схемами по часовой стрелке с коллегами.
5. Ответить на вопросы.
6. Оценить работу своих коллег с помощью листа оценивания.
- Я использую этот прием начиная со второго класса. Он очень нравится детям. Но со временем сами дети меняют форму этой схемы. Это может быть бабочка, машинка, паровозик и т.д. Я предлагаю вам придумать свою форму и нарисовать на листе и поделиться со своими коллегами.
Сюжетно-композиционный треугольник. (10 мин)
1. Прочитай текст. («Раковина изобилия» немецкая легенда)
2. Определи, какое событие легенды является самым главным. Запиши его на вершину треугольника.
3. Какие события предшествовали главному событию? С чего начинается легенда? Помести это событие в основание треугольника. А следующее событие на сторону треугольника.
4. Определи событие, которое следовало после главного.
5. Чем заканчивается легенда?
Защита работ.
Оценивание: У каждой команды есть стикер- сердечко. Я предлагаю вам вручить его той команде, работа которой вам наиболее понравилась. И прокомментируйте свой выбор.
4. Рефлексия. (одноминутное эссе)
Рефлексию нашего занятия я предлагаю провести следующим образом:
Напишите одноминутное эссе по итогам нашего занятия. Отразите в нем, насколько полезными полученные для вас полученные знания, наиболее удачные на ваш взгляд моменты, что как вам кажется не получилось и мне как тренеру над этим нужно поработать.
- Если можно, поделитесь своим мнением с коллегами.
- Какие приемы вы используете на своих уроках?