Работа с одаренными детьми
«Работа с одарёнными детьми по географии на уроках и во внеурочное время»
Учитель географии: Крутовская С.М.
Посмотреть онлайн файл: prezentacija-odarennye-1.pdf
«Работа с одарёнными детьми по географии на уроках и во внеурочное время»
География, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии.
«Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.
Повысить интерес к предмету география, активизировать деятельность учащихся на уроках – это является главной моей целью
Основой работы с одарёнными учащимися является совершенствование таких
факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом,
уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
При выборе форм и методов обучения на уроке обязательно учитываю возрастные и психологические особенности учащихся, динамику мышления и делаю акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями.
На своих уроках создаю психологопедагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развиваю их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата.
На своих уроках создаю максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.
В 7 классе, работая с одаренными детьми, разрабатываю задания на применение
знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.
Хорошие результаты также дают самостоятельные работы:
На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;
На проведение анализа с последующими выводами;
На раскрытие причинно – следственных связей:
а) выявление причин и следствий;
б) установление единичных и общих связей;
в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;
г) группировке связей по их генезису;
На формирование приемов обобщений с последующими выводами;
На формирование приемов классификации;
Выдвижение гипотез и их защита;
Создание презентации к изучаемой теме по плану
Составление текста с географическими ошибками.
В 8-9 классах чаще использую технологию проблемного обучения, которая предполагает
создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие их мыслительных способностей.
Использую разные методические приемы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, рассмотрение явления с различных позиций, решение проблемных задач.
В старших классах применяю лекционно-зачетную форму обучения,
особенно при изучении тем, которые включают в себя несколько занятий. Использование этой формы обучения способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений работать с текстом учебника, дополнительными источниками информации, с картами различного содержания, воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий подход к добыванию знаний.
На всех этапах изучения географии в целях развития интереса к предмету, большое
внимание уделяю использованию творческих заданий.
Работа с одаренными детьми во внеурочное время по географии.
Система подготовки участников олимпиад:
• базовая школьная подготовка по предмету;
• подготовка, полученная в рамках дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы
по выбору);
• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение
задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
• целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по предмету
Формы подготовки школьников к олимпиадам
Самостоятельная работа
Индивидуальные занятия и консультации
Практические занятия
факультативы
Использование ИКТ уроков
• групповые занятия с сильными учащимися;
• занятия исследовательской деятельностью;
• конкурсы;
• участие в олимпиадах;
Основные критерии успешного результата:
1. Полное прохождение программного материала.
2. Последующее углубление материала. Происходит в любых формах и по любым источникам.
Главное – объём знаний, которыми будет владеть обучающийся.
3. Организации самостоятельной работы учащихся, Организации само и взаимоконтроля.
4.Решение тренинговых задач. Решение материалов олимпиад разного уровня сложности.
Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации
Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина
с понятием
Закрепление изученного материала, составление письменных ответов на вопросы для выработки
краткого и развернутого ответа
Сравнительно-аналитическая работа с информацией
Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой
информации
Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммами, картами для систематизации
информации по заданными признакам, выделение главной мысли
Критерий эффективности:
1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2 Снижение неуспевающих по предмету;
3 Увеличение количества обучающихся выбирающих географию как экзамен с успешной сдачей его;
4 Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня:
Призеры 10 г класса:
- Какабаев Айбар призер международной олимпиаде по географии им. Аль- Фараби занял второе место и также второе место занял на городской предметной олимпиаде по географии.
- Зотова Анна призер международной олимпиаде по географии им. Аль- Фараби где заняла 1 место.
- Ким Давыд и Карасева Анастасия стали призерами в республиканской олимпиаде по экологии где заняли 1 место
Призеры 9 класса:
- Неверов Александр стал призерам в республиканской олимпиаде по экологии где занял 1 место
- Сураешкин Ярослав
- Тусупбекова Алсу
- Исмагулова Дарина
- Туранина Вероники
- Едильева Медея
стали призерами в республиканской олимпиаде по экологии где заняли 2 место
8 кл.
Алтыбаева Камилла призер в городской предметной олимпиаде по географии где заняла 3 место.
7 класс
Харлова Эвелина призер в городской предметной олимпиаде по географии 2 место, Казахстанской интернет олимпиаде по географии 2 место, в конкурсе исследовательских работ «Зерде» 2 место и в республиканском интеллектуальном марафоне АК-БОТА
С Харловой Эвелиной занимались исследовательской работой по теме «Деградация склонов образования селей и оползней на примете г. Текели». Практическую часть исследования проводили у подножия гор Жетысуского Алатау. Заранее был составлен маршрут, маршрут проходил по ущелью Рудник, Каринскому ущелью, где наглядно Эвелине было показаны около 10 селевых и оползневых потоков, посетили селезащитные дамбы в ущелье Рудник и Селезащитную дамбу в Пасечной щели Жунгарского Алатау, она была построена сразу после Текелийской трагедии 1959г сошедший сель уничтожил почти весь город. Свой маршрут мы завершили, поднявшись на смотровую площадку г.Текели откуда смогли оценить масштабы возможных природных катастроф при сходе сели или лавины.
Эвелина была в восторге от экскурсии по данному маршруту и очень заинтересовалась данной темой исследования.
Результатом нашей исследовательской работы стало 2 место в конкурсу исследовательских работ «Зерде», на следующий учебный год планируем работу «Деградация склонов образования селей и оползней на примете г. Текели» продолжить.
Призером в Республиканском интеллектуальном Марафоне стала ученица 6 класса Сейткажым Алина которая заняла 1 место
Подводя итоги работы с одаренными детьми, хочу остановить на положительных и отрицательных моментах в данном направлении.
Сильные стороны:
1. Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей.
2.Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, участие в конкурсах различного уровня
3.Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся.
4.У учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии
5. Проводятся индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, участие в онлайн олимпиадах, участие в интеллектуальных Марафонах. Участие в олимпиадах и исследовательских проектах на городском и республиканском и международном уровне.
Слабые стороны:
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
- Низкое качество интернета, вовремя онлайн олимпиад у некоторых ребят возникали сложности, так как, у них зависала программа или вовсе выкидывало с сити и им приходилась по несколько раз начинать с начала в результате было потерянно время.