Вниманию призывников и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву! Что надо знать для получения отсрочки по займам?
Вниманию призывников и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву! Что надо знать для получения отсрочки по займам?
В декабре 2022 года между Министерством обороны Республики Казахстан и Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве, предусматривающий предоставление отсрочек платежей по банковским займам и микрокредитам заемщиков, призванных на срочную воинскую службу.
Для реализации Меморандума Агентством разработан Алгоритм действий по вопросам предоставления отсрочки платежей по банковским займам и (или) микрокредитам. Отсрочка предоставляется призывникам и военнослужащим на период прохождения ими срочной воинской службы по основному долгу и (или) вознаграждению банковского займа и (или) микрокредита.
Алгоритм предусматривает следующий порядок действий:
- Министерство обороны предоставляет Агентству список призывников и военнослужащих, проходящих срочную воинскую службу, имеющих займы, с указанием персональных данных и наименования кредитора;
- Агентство направляет в адрес кредиторов (банки второго уровня, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, коллекторские агентства) полученные от Министерства обороны списки призывников и военнослужащих, проходящих срочную воинскую службу и имеющих банковские займы и (или) микрокредиты;
- Кредиторы осуществляют оперативное предоставление отсрочки, а также приостановление всех форм взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Отсрочка платежей по банковским займам и микрокредитам предоставляется кредиторами без подписания дополнительного соглашения к договору банковского займа и (или) микрокредита в соответствии со статьями 36 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и 9-2 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности».
Заемщик вправе самостоятельно направить заявление кредитору посредством электронной почты, онлайн-системы «банк-клиент», интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, либо путем посещения офиса кредитора. К заявлению необходимо приложить справку, подтверждающий факт призыва или прохождение военнослужащим срочной воинской службы.
Призывникам или военнослужащим отсрочка по займам предоставляется при ЛИЧНОМ обращении к кредитору или согласно списку Министерства обороны. При этом направление заемщиком заявления в Агентство не требуется.
Внимание, что при самостоятельном обращении к кредитору, заявление поддается лично заемщиком или его представителем по доверенности.
В период предоставления отсрочки платежей по банковским займам и (или) микрокредитам по основному долгу и (или) вознаграждению кредитор приостанавливает:
1) подачу судебных исков, обращение к нотариусу для совершения исполнительной надписи для взыскания задолженности, возникшей на основании правоотношений из договоров банковского займа и (или) микрокредита;
2) реализацию жилища, включая принятого на баланс банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) по обязательствам заемщика (созаемщика, гаранта, залогодателя);
3) выселение семьи заемщика (созаемщика, гаранта, залогодателя) из жилища, в том числе, находящегося на балансе банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций).
По займам и (или) микрокредитам, по которым вынесены судебные акты, кредитор приостанавливает все формы взыскания задолженности.
В случае отказа в предоставлении отсрочки кредитором, призывник или военнослужащий вправе официально обратиться в Агентство следующими способами:
• Посредством портала электронного правительства Республики Казахстан (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе «Электронные обращения» выбрать «Заказать услугу онлайн» и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;
• С помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/). Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «Подать обращение» нужно выбрать «Заявление» и заполнить текст заявления;
• В письменной форме по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
• В Управление региональных представителей Агентства, адреса которых можно найти на сайте Агентства.
Для дополнительной консультации призывник или военнослужащий может обратиться в Агентство через:
- call-центр по номеру «1459»;
- сервис «Онлайн-консультант» на сайте www.fingramota.kz;
- мобильное приложение «𝑭𝒊𝒏𝒈𝒓𝒂𝒎𝒐𝒕𝒂 𝑶𝒏𝒍𝒊𝒏𝒆», скачать которое можно по ссылкам:
в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211,
в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals
Также доступна веб-версия мобильного приложения: http://online.fingramota.kz/ru.